Защитник блокадного неба

21.02.2014 Новости   Нет комментариев

Многие помнят фильм режиссера Владимира Венгерова «Балтийское небо». Он снят по одноименному роману Николая Чуковского, сына известного писателя Корнея Ивановича Чуковского. Фильм посвящен летчикам «Рассохинской» эскадрильи, которые во время Великой Отечественной войны защищали ленинградское небо и Дорогу жизни.
Во время блокады Николай Чуковский оставался в городе и работал военным корреспондентом газеты «Красный Балтийский флот», был участником обороны Ленинграда. В своем романе он описал реальные события, происходившие во время блокады. Многие герои романа Чуковского имеют прообразы. Но знает ли кто-нибудь, кто послужил прототипом главного героя фильма − майора Константина Игнатьевича Лунина?

Защитник блокадного неба

Истребитель и-16 практически в идеальном состоянии

Летчик от Бога

Георгий Дмитриевич Костылев родился 20 апреля 1913 года в Ораниенбауме (сейчас это город Ломоносов Ленинградской области) в семье рабочего. После школы он поступил в авиационную школу Осоавиахима, а в 1934-м окончил Центральный аэроклуб имени Чкалова в городке Тушино Московской области.
Искусство управлять самолетом Георгию было дано Богом. Не раз он восхищал своих коллег изяществом выполнения пилотажных фигур, и его полеты сравнивали с пением Лемешева. За успехи и выдающиеся умения уже в 1934 году Костылев был удостоен нагрудного знака «За отличную технику пилотирования и акробатическое искусство».
Георгий Дмитриевич тогда был одним из немногих авиаторов, кто не окончил военной летной школы. Его фамилия не упоминается в Энциклопедии Отечественной войны, несмотря на то что Костылев был Героем Советского Союза и одним из лучших истребителей нашей авиации.

После призыва в армию в 1939 году Георгий служил в авиации флота. С 1939 по 1940 год участвовал в советско-финской войне, за что был награжден орденом Красного Знамени.
С июня 1941 года лейтенант Г.Д. Костылев в рядах 5-го (позже 3-го гвардейского) истребительного авиационного полка 61-й истребительной авиационной бригады защищал балтийское небо, участвовал в прорыве блокады, принимал участие в разгроме немецкого десанта на острове Сухо.
В 1942 году Чуковский, будучи военным корреспондентом, собирал материал для очередного выпуска газеты «Красный Балтийский флот» и провел много времени в части, где служил Костылев. Писатель отзывался о нем как об отважном виртуозе воздушного боя, восхищался его начитанностью, культурой, и при этом подчеркивал его исключительную скромность. Георгий Дмитриевич был искусным рассказчиком, и Чуковский записывал его рассказы о боях, которые использовал позднее в романе.

Защитник блокадного неба

Георгий Дмитриевич Костылев, прототип майора Лунина

Первые победы

:

В задачи истребительных полков Балтийского флота входили охрана кораблей, сопровождение транспорта в блокадный город, предотвращение вражеских бомбардировок Ленинграда, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков на передовые линии.

Уже во второй половине июля 1941 года, базируясь на аэродроме в Клопицах под Ленинградом, Георгий Дмитриевич на своем И-16 («ишак» − истребитель-моноплан), который немцы называли ratte, что переводится как «крыса», одержал семь побед. Им лично были сбиты три Ме-110 (тяжелый стратегический истребитель) и два Ю-88 (многоцелевой самолет люфтваффе).
В первые дни войны немцы нагло передвигались по захваченным районам Ленобласти, нисколько не маскирую свою технику. Однажды, ведя разведку, Георгий Костылев заметил колонны немецких танков и грузовиков: «Меня взяло зло, я все забыл и поливал, поливал, поливал из всех пулеметов. Когда кончились патроны, я почувствовал желание спуститься совсем вниз, выпустить шасси и отрывать им головы колесами самолета».

Немецкие асы не отличались разнообразием в искусстве ведения воздушного боя и не были сильны в импровизации, поэтому их тактические действия часто повторялись. Из воспоминаний Костылева: «У Ме-109 (многоцелевой истребитель), за исключением отдельных групп “охотников”, только на ведущем самолете находится опытный летчик, ведомые пилоты − в большинстве молодняк, недавно пришедший из летных школ. Достаточно чуть довернуть на них, как “храбрые” немецкие “асы” впадают в заметное замешательство».
16 сентября 1941 года, будучи командиром 2-й эскадрильи, Георгий Дмитриевич на новеньком ЛаГГ-3 («рояль» − многоцелевой истребитель) в паре с ведомым Игорем Каберовым напали над Кронштадтом на большую группу немецких бомбардировщиков, атакующих линкоры «Марат» и «Октябрьская революция», не дав им прицельно отбомбиться, и сбили при этом два Ю-87.

Защитник блокадного неба

Кадр из фильма «Балтийское небо»

«Ахтунг! В воздухе Костылев!»

За время войны, по официальным источникам, Георгий Дмитриевич совершил 418 боевых вылетов. В 112 воздушных боях им было сбито лично 12 и в группе 34 самолета противника. Им было одержано более 50 побед, при этом многие из них он приписал к групповым в пользу ведомых.

В победном списке Георгия Дмитриевича есть знаменитые асы люфтваффе: Герхард Лаутеншпагер (31 победа) и Осси Унтерлерхнер (27 побед) были сбиты 17 мая 1942 года на Кронштадтом. Эрих Рудорффер (222 победы) и его ведомый Рудольф Гереке (27 побед) были сбиты 22 июля 1943 года. Херберт Броэндле (58 побед) был сбит 2 августа 1943 года над Финским заливом.
Говорят, у немецких летчиков был даже предупреждающий позывной «Ахтунг! В воздухе Костылёв!»
5 февраля 1942 года Георгий Костылев первый и последний раз проиграл бой. Его самолет был сбит. Из горящей машины Костылев выпрыгнул с парашютом над захваченным немцами районом. Менявшиеся потоки ветра долго относили его то на нашу, то на вражескую территорию, из-за полученного ранения в руку пилот не мог управлять стропами, и ему оставалось только полагаться на счастливый случай. «Лучше сразу пулю в лоб, чем попасть к немцам», − говорили летчики. К счастью, все закончилось удачно: Костылев приземлился в районе наших позиций. Отказавшись ложиться в госпиталь, он остался в полку, через пару недель поправился и снова повел свое звено в бой.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года гвардии капитан Г.Д. Костылев был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Всего Георгий Дмитриевич был награжден орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды) и медалями.

Вступление в партию

В 1941 году Георгий Дмитриевич вступил в партию. Когда он пришел на командный пункт получать партбилет, раздался сигнал тревоги. Ничего не объяснив членам парткомиссии, Костылев выскочил из землянки и бросился к самолету. В этом бою, неподалеку от полкового аэродрома, он сбил «Юнкерс» и, вернувшись, извинился перед членами комиссии за отлучку по делам службы.

Защитник блокадного неба

Блокадный Ленинград, Невский проспект после налета противника

Штрафрота

В конце февраля 1943 года Георгию Дмитриевичу дали отпуск в связи с представлением его вторично к званию Героя Советского Союза, и летчик поехал навестить свою мать, которая жила в Ленинграде. К сожалению, информация о положении в блокадном городе для многих бойцов была недоступной. Лишь те, у кого родные оставались в городе, имели возможность своими глазами видеть все тяготы голодного существования. Люди варили и ели кожаные ремни, делали котлеты из опилок и земли.

Оказавшись в осажденном городе и будучи известной личностью, Костылев был приглашен к одному штабному полковнику на званый ужин. Стол ломился от изысканных по тем временам яств. Георгий Дмитриевич был прямолинейным человеком, сразу сказал «штабной крысе» все, что об этом думал, и возникла драка.

Благородные порывы всегда вызывали ненависть у чиновников. Не спасли Костылева ни геройское звание, ни слава лучшего летчика Балтики. Через несколько дней после инцидента он был арестован и лишен офицерского звания и наград. По правилам летчика должны были сослать в штрафную эскадрилью, но волею судьбы этого не произошло. Георгий Дмитриевич попал в штрафбат морской пехоты на Ораниенбаумский пятачок – место, где он родился и где прошло его детство. Краснофлотцы, служившие с Костылевым в штрафбате, не раз наблюдавшие его бои с кораблей, уберегли знаменитого аса, оградив его от смертельных атак, и через два месяца он вернулся в свою стихию, в 4-й полк. Из-за этого трагического случая представление ко второй звезде героя уже никогда не рассматривалось.
Вернувшись в строй, летчик продолжил список своих побед. 21 апреля 1943 года он сбил финский Fiat, прижав его к воде над Копорским заливом и тем самым дав возможность своему ведомому внести заключительный штрих. Это, наверное, был единственный в истории случай, когда рядовой командовал звеном, а позже − эскадрильей.

Из воспоминаний Чуковского: «Его разжаловали из капитанов в рядовые, но так как летчик он был исключительный и незаменимый, то продолжал командовать эскадрильей, будучи рядовым, − случай совершенно невероятный, единственный в своем роде…»

В 1944 году Костылев был назначен на должность главного инспектора ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Помимо прочего, в его обязанности входило обучение летчиков ведению воздушного боя. Как штабному работнику, Георгию Дмитриевичу запрещалось принимать участие в боевых действиях, но он, невзирая на запрет, продолжал использовать любую возможность вступить в бой с фашистскими асами. Тогда Костылевым было одержано около 20 личных побед, и чтобы не вызывать гнев начальства, он записывал их на счет своих товарищей, участвовавших с ним в бою.

Эпилог

За проявленное мужество в 1944 году Георгию Дмитриевичу вернули все награды и присвоили звание майора. Он до 1953 года продолжал служить в авиации ВМФ.
Умер Георгий Дмитриевич Костылев 30 ноября 1960 года в возрасте 47 лет в бедности и был похоронен по его завещанию на кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Мартышкино. В Ломоносове его именем названа улица.

Евгений ИСАКОВИЧ

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Проголосуй первым!)
Загрузка...
?>