Палеолитические венеры не порнография

13.04.2014 Что от нас скрывали   Нет комментариев

Палеолитические венеры не порнография

Современный человек во всём видит себя, даже образцы палеолитического
искусства он трактует так, словно формулу «секс продаёт» изобрели
кроманьонцы. Не пора ли это прекратить?

Археологи Эйприл Ноуэлл
и Мелани Чанг из Университета Виктории (Канада) выступили против
сексистской, по их мнению, трактовки некоторых образцов доисторического
искусства, в которых принято видеть попытку изобразить женские половые
органы.

Проблема интерпретации того, как мыслил и что хотел выразить
наскальной живописью древний человек, — одна из самых острых и для
историков, и для психологов, и для философов. Насколько мы, сегодняшние,
похожи на предков? Можем ли мы в принципе претендовать на реконструкцию
их мировоззрения?

Венера из Холе-Фельса (фото Cléo Uebelmann).

 

Один из самых загадочных символов — круг с дополнительным штрихом
или чем-то вроде треугольника, который некоторые (далеко не все)
принимают за стилизованное изображение вульвы (см., например, наш материал
о французской пещере Абри-Кастане). Это сложная проблема, здесь есть
над чем подумать и поспорить, в ходе дискуссий могут выдвигаться самые
неожиданные гипотезы, и упомянутый археологический дуэт вовсе не имеет в
виду подвергать сомнению право науки на свободу размышлений. Речь о
другом.

«Люди очарованы преисторией, СМИ хотят привлечь внимание читателя, а
знаменитый штамп гласит, что секс продаёт, — объясняет свою позицию
г-жа Ноуэлл. — Но когда «Нью-Йорк таймс» выходит с заголовком
«Предшественник «Плейбоя»: Графика в камне», а журнал «Дискавери»
утверждает, что одержимость человека порнографией восходит ко временам
кроманьонцев и что у 26-тысячелетней венеры из Виллендорфа
грудь размером GG и задница, как у бегемота, это переходит всякие
границы. Да, отчасти ответственность лежит на археологах: нам надо
тщательнее подбирать слова».

:

Специалисты указывают на то, что фигурки верхнего палеолита чрезвычайно разнообразны. Это не только венеры из Холе-Фельс, Дольни-Вестонице
и того же Виллендорфа, которые вновь и вновь оказываются в центре
внимания. Встречаются и мужчины, и животные, и фантастические существа.
Есть статуэтки и в одежде. Одно из исследований показало, что фигурки
25-тысячелетней давности демонстрируют женщин разных возрастов (Allison
Tripp and Naomi Schmidt, 2013. Analyzing fertility and attraction in
Paleolithic. Archaeology, Ethnography and Art of Eurasia. 41:1.). Не стоит зацикливаться на эротической стороне палеолитического искусства.

Разумеется, любая интерпретация будет спекулятивной. Но, по
мнению Эйприл Ноуэлл и Мелани Чанг, корректнее выбирать более общие
термины: охотничья магия, религия, магия плодородия. Негоже уважаемым
изданиям вроде Nature отзываться о статуэтках как о доисторическом
аналоге красоток с журнальных обложек или как о сексуальных объектах.
Нехорошо немецкому музею говорить, что это либо богиня земли, либо
pin-up girl, как будто никакой другой функции изображение женщины не
могло иметь в древние времена. «Подобные демарши специалистов позволяют
журналистам и даже некоторым учёным, особенно эволюционным психологам,
объявлять современные ценности западного мира естественно присущими
человеку — мол, их происхождение теряется в глубине веков», — гневается
г-жа Ноуэлл.

Археологи признают, что, возможно, мы никогда не сможем сказать:
«Древний человек нарисовал бизона потому-то и потому-то». Нам остаётся
лишь тщательное описание доисторического искусства и очень маленькая
надежда на то, что когда-нибудь, когда корпус свидетельств о жизни в
верхнем палеолите станет достаточно большим, мы сможем сделать какие-то
выводы.

Не надоели вам подобные заголовки?

 

Подготовлено по материалам NewScientist.

Современный человек во всём видит себя, даже образцы палеолитического искусства он трактует так, словно формулу «секс продаёт» изобрели кроманьонцы. Не пора ли это прекратить?$CUT$

Археологи Эйприл Ноуэлл и Мелани Чанг из Университета Виктории (Канада) выступили против сексистской, по их мнению, трактовки некоторых образцов доисторического искусства, в которых принято видеть попытку изобразить женские половые органы.

Проблема интерпретации того, как мыслил и что хотел выразить наскальной живописью древний человек, — одна из самых острых и для историков, и для психологов, и для философов. Насколько мы, сегодняшние, похожи на предков? Можем ли мы в принципе претендовать на реконструкцию их мировоззрения?
Венера из Холе-Фельса (фото Cléo Uebelmann).
Венера из Холе-Фельса (фото Cléo Uebelmann).

Один из самых загадочных символов — круг с дополнительным штрихом или чем-то вроде треугольника, который некоторые (далеко не все) принимают за стилизованное изображение вульвы (см., например, наш материал о французской пещере Абри-Кастане). Это сложная проблема, здесь есть над чем подумать и поспорить, в ходе дискуссий могут выдвигаться самые неожиданные гипотезы, и упомянутый археологический дуэт вовсе не имеет в виду подвергать сомнению право науки на свободу размышлений. Речь о другом.

«Люди очарованы преисторией, СМИ хотят привлечь внимание читателя, а знаменитый штамп гласит, что секс продаёт, — объясняет свою позицию г-жа Ноуэлл. — Но когда «Нью-Йорк таймс» выходит с заголовком «Предшественник «Плейбоя»: Графика в камне», а журнал «Дискавери» утверждает, что одержимость человека порнографией восходит ко временам кроманьонцев и что у 26-тысячелетней венеры из Виллендорфа грудь размером GG и задница, как у бегемота, это переходит всякие границы. Да, отчасти ответственность лежит на археологах: нам надо тщательнее подбирать слова».

Специалисты указывают на то, что фигурки верхнего палеолита чрезвычайно разнообразны. Это не только венеры из Холе-Фельс, Дольни-Вестонице и того же Виллендорфа, которые вновь и вновь оказываются в центре внимания. Встречаются и мужчины, и животные, и фантастические существа. Есть статуэтки и в одежде. Одно из исследований показало, что фигурки 25-тысячелетней давности демонстрируют женщин разных возрастов (Allison Tripp and Naomi Schmidt, 2013. Analyzing fertility and attraction in Paleolithic. Archaeology, Ethnography and Art of Eurasia. 41:1.). Не стоит зацикливаться на эротической стороне палеолитического искусства.

Разумеется, любая интерпретация будет спекулятивной. Но, по мнению Эйприл Ноуэлл и Мелани Чанг, корректнее выбирать более общие термины: охотничья магия, религия, магия плодородия. Негоже уважаемым изданиям вроде Nature отзываться о статуэтках как о доисторическом аналоге красоток с журнальных обложек или как о сексуальных объектах. Нехорошо немецкому музею говорить, что это либо богиня земли, либо pin-up girl, как будто никакой другой функции изображение женщины не могло иметь в древние времена. «Подобные демарши специалистов позволяют журналистам и даже некоторым учёным, особенно эволюционным психологам, объявлять современные ценности западного мира естественно присущими человеку — мол, их происхождение теряется в глубине веков», — гневается г-жа Ноуэлл.

Археологи признают, что, возможно, мы никогда не сможем сказать: «Древний человек нарисовал бизона потому-то и потому-то». Нам остаётся лишь тщательное описание доисторического искусства и очень маленькая надежда на то, что когда-нибудь, когда корпус свидетельств о жизни в верхнем палеолите станет достаточно большим, мы сможем сделать какие-то выводы.
Не надоели вам подобные заголовки?
Не надоели вам подобные заголовки?

Подготовлено по материалам NewScientist.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Проголосуй первым!)
Загрузка...
?>