Язычницы долины ящеров

18.03.2016 Что от нас скрывали   Нет комментариев

Язычницы долины ящеров

Они поклоняются небесным светилам, разводят карпов в рисовых полях, приносят в жертву быков ради процветания племени, больше верят шаманам, чем врачам… Что не мешает их детям учиться в университетах.

Народ тибето-бирманской языковой группы. Проживает в Северо-Восточной
Индии, в нижнем течении реки Субансири (штат Аруначал-Прадеш). Общая
численность племени — 35 000 человек. Около 12 000 апатани компактно
расселены в 12 деревнях в районе Зиро с центром в Хаполи на высоте более
полутора тысяч метров над уровнем моря. Говорят на языке апатани,
письменность отсутствует. Более половины племени — анимисты,
исповедующие доньи-поло, культ поклонения Солнцу и Луне. Традиционно
занимаются земледелием. 

Язычницы долины ящеров

Нада Пури
Представительница клана Нада, насчитывающего около ста семей. Родилась и
живет в деревне Хиджа в долине Зиро. Около 80 лет, точный возраст не
помнит. Муж Пури был членом бульянга — совета старейшин деревни.

На лицах пожилых женщин еще можно увидеть традиционную татуировку: ото
лба до кончика носа и пять линий на подбородке

Мой народ апатани пришел с севера, где берет начало большая река
Субансири. Это случилось много веков назад, когда долина Зиро была
сплошным болотом. 

Язычницы долины ящеров

Бабушка рассказывала мне о буру — гигантских ящерах с
маленькой головой, которые водились в этих местах.

Апатани всегда были лучшими земледельцами в Аруначале. Мы — единственное
оседлое племя здесь. Мы заботимся о своей долине. Беря то, что дает нам
природа, мы платим ей благодарностью. Не вырубаем сосновый лес, не
посадив новых деревьев. В отличие от соседних племен ниши или ади, мы не
бросаем землю, когда она иссякла, а орошаем ее водой. Наши предки еще
несколько столетий назад прорыли в долине каналы. В заливных рисовых
полях мы разводим рыбу: когда сбор урожая завершен, мы выпускаем в воду
карпов, чтобы они росли, поедая остатки соломы и насекомых.

:

На берегах реки мы издревле выращиваем огурцы, шпинат, табак и просо.
Тростник и другие растения используем для производства тапьо — нашей
соли, которую добавляем в еду. Рецепт приготовления тапьо знаем только
мы.

Кочевники-многоженцы из племени ниши в давние времена повадились
воровать наших женщин прямо с полей, которые находились вдали от
деревень. 

Язычницы долины ящеров

Им нужны были жены как рабочая сила, а платить выкуп за новую
невесту ниши не хотели. Женщины апатани всегда были самыми красивыми в
Аруначале. И в надежде, что их перестанут воровать, они начали
обезображивать себя — наносить на лицо татуировки при помощи сажи и
вставлять в нос черные ротанговые пробки. Когда-то все девочки с 10–12
лет проходили через это. Сначала делались небольшие прорези для тонких
палочек, постепенно размер пробок увеличивался. Эту традицию мы потеряли
полвека назад, когда наша молодежь начала учиться в университетах
Ассама и Дели: многие из-за насмешек начали стесняться своей внешности, и
апатани перестали вставлять пробки в нос.

Традиция, которой мы
гордились, умрет вместе с нами, последними старухами с пробками в носу.
Ритуальный столб бабо апатани устанавливают у дома в знак рождения
наследника

Я была ребенком, но хорошо помню, как в 40-х годах прошлого века к нам в
деревню приехал с экспедицией австрийский путешественник
Фюрер-Хаймендорф. Тогда я и моя родня впервые в жизни увидели белого
человека. Апатани были рады пришельцу и тепло его встретили — танцевали
всю ночь.

Подобно соседним племенам, мы верим в духов. Доньи-поло — это наше
поклонение Солнцу, Луне и другим силам природы. Любая болезнь или недуг —
происки злых духов. Задобрить их способен шаман, который принесет в
жертву кур, цыплят или собаку, и тогда духи смилостивятся. 

Язычницы долины ящеров

Мы все чаще
обращаемся к врачам, но если случится что-то серьезное, идем к шаману.

По выходным мы собираемся в храме. Раньше у апатани не было своих
храмов. Когда в середине прошлого века христианские миссионеры стали
заманивать наших соседей красивыми церквями и песнопениями, апатани тоже
начали строить храмы, объединяющие народ нашей веры. Мы сохранили
традиции и гордимся этим. Мы поднимаем у своих домов белый флаг с
изображением красного солнца как символ того, что у нас нет иной веры,
кроме доньи-поло.
Дома в деревнях строят из бамбука на сосновых сваях

Особой свадебной церемонии у нас не существует. Важнейшее событие,
которое непременно празднуется, — выплата мужем выкупа за жену. Это
может произойти в день свадьбы, но чаще всего после. Мой муж отдал за
меня полдюжины быков спустя несколько лет с начала нашей совместной
жизни.

Апатани строят дома из бамбука и только сваи делают из дерева. Поставить
дом — несложная задача, хлопотнее собрать необходимый материал. На его
заготовку уходят месяцы. Само же строительство всегда хорошо
организовано, в нем участвуют мужчины всей деревни: начав рано утром,
они заканчивают работу к закату.

А мы, женщины, готовим им еду.

В длинном доме на сваях живем мы сами, а под домом — наши животные.
Зачастую в одном доме соседствует несколько семей, у каждой свой очаг,
где все встречаются вечерами после полевых работ и пьют рисовое пиво. В
заднем углу — гордость любой семьи, священная коллекция из черепов
быков-митхунов. Это важное жертвенное животное, похожее на буйвола.
Митхун никогда не выживает в неволе, поэтому каждый раз мы идем в
джунгли, чтобы отыскать полудикого быка и привести его в деревню.

Апатани не пьют молоко митхунов или коров, которых держат. 

Язычницы долины ящеров

Мы не
разводим свиней. Просто покупаем маленьких поросят на рынке и выращиваем
их на мясо. Вообще мой народ неприхотлив в еде: кроме любимых кур и яиц
мы употребляем в пищу собак, кошек и крыс.
Большинство детей апатани учатся в школах

У нас в домах есть электричество, наши дети носят современную одежду, но
мы чтим традиции предков. В любой деревне вы увидите бабо — ритуальные
столбы, выструганные из цельных сосен. Во времена моей юности на бабо
выступали акробаты: самые смелые мужчины племени удивляли нас так, что
перехватывало дыхание. Теперь этого не увидеть… Мы воздвигаем бабо во
время фестиваля Мьоко, когда весь март напролет апатани гуляют ради
дружбы и процветания народа.

Каждая семья устанавливает бабо у дома в
знак рождения наследника, а у крыльца — сплетенный из бамбука и
тростника агьян, оберегающий от злых духов. От каждого духа — свой
агьян. Мы знаем, как сделать около ста таких оберегов!

Язычницы долины ящеров

Дети племени носят современную одежду, но чтят традиции предков

Рядом с бабо мы всем кланом строим лапанг — большую деревянную
платформу. На ней шаман совершает ритуал, принося в жертву митхуна во
время другого фестиваля — Мурунг, который проходит в январе.

В дом
семьи, пожертвовавшей быка, обязательно придет благополучие.

Ничто нас так не объединяет, как религия и традиции

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Проголосуй первым!)
Загрузка...
?>