Супермашины из СССР

12.03.2017 Что от нас скрывали   Нет комментариев

Супермашины из СССР

Так уж исторически сложилось, что самая лучшая и
прогрессивная техника в нашей стране рождалась, как правило, для нужд
«оборонки» и аэрокосмического комплекса: стрелковое оружие, самолеты и
вертолеты, подлодки и танки, баллистические и космические ракеты…

Касалось это и всевозможной транспортной техники: во времена СССР у нас
строили просто невероятные аппараты, причем не только на колесах или
гусеницах!  

Одними из главных «фабрик монстров» тогда считались специальные (а в
те времена, считай, секретные) конструкторские бюро заводов ЗиЛ и МАЗ
(зиловским СКБ руководил знаменитый конструктор Виталий Грачев, а
мазовское долгое время возглавлял не менее известный инженер Борис
Шапошник). Выпускаемые этими заводами гражданские полноприводные
грузовики сегодня вряд ли кого-то удивят. Но в Советские годы
специальные бюро этих заводов проектировали для военных и прочих
структур такие машины, на которые смотришь и с гордостью думаешь: умели
же раньше! А потом накатывает грусть от того, как много из этого
уникального наследия сгинуло и было пущено на ветер… 

Супермашины из СССР

№1  ЗиЛ-Э167

Год постройки: 1962

По легенде, в начале 60-х годов этот раскрашенный в оранжевый колер
экспериментальный вездеход зиловского СКБ Грачева, проходивший испытания
в Сибири, здорово напугал американцев. Их спутники-шпионы якобы засняли
несколько этих машин за короткое время в сильно удаленных друг от друга
местах. И спецслужбы доложили в Белый дом, что русские создали партию
снегоходов для нападения на США через Серный полюс. Аналитикам и в
голову не пришло, что спутники засняли одну и ту же машину: просто она
резво перемещалась по тайге за счет своей невероятной проходимости!  

Была ли эта история правдой или только байкой – наверняка не скажешь.
Зато точно известно, что в 1961 году Московский городской Совнархоз
заказал ЗиЛу пассажирский снегоболотоход особо высокой проходимости для
Крайнего севера. И требования были конкретные: колесная формула 6х6,
большой клиренс, гладкое днище и способность лезть по любому снегу
метровой толщины с грузом в кузове. Но из-за занятости на других
проектах в конструкторском бюро Грачева про этот заказ вспомнили только
через год. Зато опытный образец сделали всего за два месяца, причем
ведущим конструктором проекта была женщина! И уже в январе 1963 года
ЗиЛ-Э167 («Э» значит «Экспериментальный») отправился на испытания.

Супермашины из СССР

Проходимость и особенно большой клиренс ЗиЛу-Э167 обеспечивали
огромные покрышки с посадочным диаметром 28 дюймов. А чтобы облегчить
вес колес, их диски были изготовлены из стеклопластика.

Получившийся у зиловских конструкторов аппарат имел длину 9,4 м и
минимальный клиренс в 750 мм, сам весил 12 т и брал на себя еще 5, а в
его стеклопластиковый кузов с дополнительными отопителями и резервной
печкой-буржуйкой могло набиться до 18 человек. В корме стояли два
180-сильных зиловских бензиновых V8 (по одному на колеса правого и
левого бортов), которые работали в паре с 3-ступенчатыми автоматами.
Правда, максимальная скорость составляла всего 75 км/час, а вот расход
топлива составлял 100 л на 100 км! Колеса передний и задний оси были на
независимой торсионной подвеске, средняя ось жестко крепилась к раме, а
для повышения маневренности передние и задние колеса поворачивались.

Супермашины из СССР

Секрет рекордных сроков создания ЗиЛ-Э167 состоял в том, что у него
был «донор» готовых агрегатов и решений – один из первых образцов
экспериментального ракетовоза ЗиЛ-135Л, построенный в 1961 году. От него
взяли раму, кабину, двигатели, автоматические КПП и узлы ходовой части.
  

За несколько лет ЗиЛ-Э167 намотал больше 20 000 тестовых километров,
показывая просто сумасшедшую проходимость на всех типах бездорожья, по
которой он превосходил все отечественные колесные машины (включая
автомобили 8×8) и не уступал гусеничным тягачам! Особенно машина
отличилась в 1965 году на зимних испытаниях в ходе строительства
нефтепровода Шаим-Тюмень. Там зиловский вездеход легко месил метровые
сугробы на прокладке трасс и перевозке грузов, а также растаскивал
заторы из застрявших на «зимниках» колонн автомобилей. Увы, ни советские
газовики, ни Министерство обороны так и не разместили заказы на
производство этого супервездехода. Единственный выпущенный тестовый
образец долгие годы мыкался по углам зиловской территории, ветшал и
приходил в упадок. Пока, к счастью, не попал в добрые руки – и теперь,
уже отреставрированный, он изумляет посетителей Военно-технического
музея в подмосковной Черноголовке.

Супермашины из СССР

№2    ЗиЛ-4904

Год постройки: 1972

Вездеходы на шнекороторных движителях, сделанных по принципу винта
Архимеда, известны уже давно. Первый шнекоход изобрели еще в 1868 году, а
в России первый патент на такую самоходку выдали в 1900 году. Из всего
наземного транспорта, проходимость шнекоходов по бездорожью близка к
абсолютной – там, где все колесно-гусеничное уныло вязнет и тонет,
самоходная «мясорубка» уверенно прет вперед, да еще и плавать умеет. Но
почву такой аппарат ранит нещадно, по твердым поверхностям двигаться не
может и вообще настолько специфичен и узкоспециален, что их разработкой
занимались очень немногие компании. Но угадайте, где был создан самый
большой в мире шнекоход? Правильно, в Советском Союзе!

:

Супермашины из СССР

Предполагалось, что ЗиЛ-4904 пригодится поисково-спасательными
службам, геологам и нефтяникам в условиях тотального бездорожья. Не
сложилось. Хорошо, что сам единственный образец уцелел и сейчас
выставляется в подмосковном Военно-техническом музее. Кстати, шнекоход
стоит он на специально разработанном для него прицепе.

А создали его в том же знаменитом зиловском КБ Грачева, что и
ЗиЛ-Э167. Вообще, зиловцы в 60-70 годы проектировали разные шнекоходы,
отличавшиеся размерами, мощность и грузоподъемностью. Но самым большим
стал ЗиЛ-4904 (он же ПЭУ-3). Единственный опытный образец построили в
1972 году, и он получился огромным: 8,5 м в длину, больше 3 м в ширину и
высоту, а клиренс превышал 1 метр! Чтобы облегчить машину, кабину
сделали из стеклопластика, а сами здоровенные шнеки – из легких сплавов.
В итоге сам аппарат весил 7 т и имел грузоподъемность в 2,5 т. Шнеки
крутили два серийных зиловских 8-цилиндровых двигателя по 180 л.с.
каждый.

На испытаниях ЗиЛ-4904 показал проходимость, которую проще оценить на
видео, чем описать словами. Одну и ту же машину испытывали и
пассажирском, и грузовом варианте, но по итогам аппарат показал очень
небольшую скорость: на воде и снегу она составляла около 10 км/ч, на
болоте – 7,3 км/ч. И несмотря на выдающуюся проходимость, ЗиЛ-4904 так и
остался в единственном экземпляре – применение ему не нашлось. Но
многие наработки по нему потом использовали для его младшего брата
ЗиЛ-29061, который стал частью еще одного интересного зиловского
спецпроекта.

Супермашины из СССР

№ 3   ЗиЛ-4906 «Синяя птица»

Год постройки: 1975-1991

Плавающий поисково-спасательный комплекс с романтическим именем
«Синяя птица» — последняя и, возможно, самая известная разработка
зиловского СКБ. Примечательно, что этот комплекс, предназначенный для
поиска и спасения экипажей космических кораблей, состоял не из одного, а
сразу из трех автомобилей.

Для вывоза вернувшихся с орбиты космонавтов была создана пассажирская
версия ЗиЛ-49061, которую спасатели прозвали «Салоном». Вторая – модель
грузовик ЗиЛ-4906 с манипулятором (прозвище в среде спасателей –
«Кран»), который вывозил на себе спускаемый аппарат. А в кузове второго
«Крана» к месту посадки везли компактный и легкий плавающий шнекоход
ЗиЛ-29061 с приводом от двух вазовских движков. В случае, если
спускаемый космический аппарат садился там, где даже пехота не пройдет,
шнекоход снимали с грузовика – и он отправлялся за космонавтами,
невзирая на любое бездорожье. А чтобы технику было хорошо видно на
снегу, в степи и пустыне, все транспортные средства этого комплекса
покрасили в специальный ярко-синий колер, за который ЗиЛ-4906 и
ЗиЛ-49061, собственно, и прозвали «Синими птицами».

Супермашины из СССР

За свою историю «Синие птицы» также успели послужить в центральном
аэромобильном отряде «Центроспас», в МЧС и на нефтепроводах компании
«Транснефть».

По техзаданию, машины должны были помещаться в грузовые отсеки
самолетов Ил-76 и Ан-12, и вертолетов Ми-6 и Ми-26. Поэтому у
пассажирской версии получился  такой низкий силуэт салона, а остекленные
колпаки кабин сделали и вовсе съемными. Чтобы предельно облегчить
огромные (9250х2480х2537 мм) вездеходы, их рамы были выполнены из
алюминия, а кузова – из стеклопластика. В движение «Синие птицы»
приводились одним 150-сильным бензиновым V8 от грузовика ЗиЛ-130, а
вместо излюбленных в СКБ автоматических КПП стояла 5-ступенчатая
«механика». Зато все остальное было в духе грачевского КБ: колесная
формула 6х6 с двумя поворотными осями, независимая подвеска и колесные
редукторы, дающие клиренс в 544 мм, способность плавать, развивая на
воде скорость до 8 км/час…

Супермашины из СССР

Предшественницей «Синих птиц» была еще более крупная
поисково-спасательная двухмоторная амфибия ЗиЛ-5901 ПЭУ-2, построенная в
единственном экземпляре в 1970 году. По затее, она должна была в
одиночку вывозить на себе и спускаемый аппарат, и экипаж космонавтов. Но
уж слишком огромной она получилась! Поэтому взамен ей решили строить
несколько машин, но меньше, легче и маневренней.  
 

Первые окончательные варианты «Синих птиц» на ЗиЛе построили в 1975
году. А в 1981 году этот спасательный комплекс приняли на вооружение
Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы ЕГАСПАС
СССР. Мелкосерийный выпуск продолжали до 1991 года, как раз до развала
Советского Союза. За это время ЗиЛ построил 12 грузовых «Синих птиц», 14
пассажирских версий и 5 малых шнекоходов. На том их история и
закончилась, но уникальные машины, к счастью, не сгинули, а нашли свое
место в музеях.

Супермашины из СССР

№ 4   МАЗ-7907



Год постройки: 1985

Если вы думаете, что в советские годы «отжигали» только зиловские
конструкторы, то позвольте вас разуверить. Не менее впечатляющие изделия
рождались и в соседней Белоруссии. Так, чудовищный двенадцатиосный (!)
колесный транспортер МАЗ-7907 можно смело считать апофеозом и финальным
аккордом советского монстростроения! Супергрузовик начали проектировать в
Минске в марте 1983. И уже в 1985 году для испытаний на МАЗе собрали
двух таких монстров, созданных специально под подвижный ракетный
комплекс «Целина-2» с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-23
«Молодец». Здоровенная (22 м в длину) ракета весила 104 т, а с пусковым
контейнером тянула примерно на 126 т. Неудивительно, что строившийся под
«Молодца» МАЗ-7907 получился таким огромным: 28 м в длину, 4,1 м в
ширину и 4,4 м в высоту.

Супермашины из СССР
Собственный вес МАЗ-7907 составлял почти 66 т, а грузоподъемность достигала 150 т.

Впечатляют и технические решения. Например, это до сих пор
единственный в мире самоходный транспортер, у которого все 24 колеса
были ведущими! Причем из 12 осей 8 были сделаны поворотными, за счет
чего у огромной «сороконожки» радиус разворота составлял всего 27
метров. Силовая установка и трансмиссия тоже были уникальны для такого
типа машин. У танка Т80 был позаимствован газотурбинный двигатель,
форсированный до 1250 л.с. Он крутил генератор, а тот питал тяговые
электромоторы – по одному на каждое из 24 колес! Правда, максимальная
скорость этого колосса составляла всего 25 км/час.

МАЗ-7907 активно испытывали до 1987 года, причем тесты шли как в
Минске, так и в Тверской области, куда машину везли по железной дороге в
разобранном виде. Но в стране уже вовсю бушевала перестройка, затем
Союз развалился, «холодная война» закончилась – и белорусский многоосник
вместе с ракетами  стали никому не нужны.

Супермашины из СССР
Так сложилось, что сегодня российские ракетные комплексы «Тополь-М» и
«Ярс» тоже ездят на белорусских колесах. Точнее – на транспортере
МЗКТ-79221 Минского завода колесных тягачей. Ракетоносец с колесной
формулой 16х16 имеет длину больше 22 м, весит 44 т и берет на себе еще
80 т. Движет все это многоосное хозяйство 12-цилиндровый 800-сильный
дизель ЯМЗ в паре с автоматом. Максимальная скорость – 45 км/час. Но в
недрах «КамАЗа», кстати, уже зреет замена минским МЗКТ, названная
«Платформа О».    

Правда, несколько лет спустя с него стряхнули пыль: летом 1996 года
один из собранных МАЗ-7907 перевозил на себе 88-тонный теплоход длиной
40 метров, который был успешно доставлен за 250 км с реки Березина на
озеро Нарочь. Правда, при разгрузке машину подтопили, из-за чего на
обратном пути у минского гиганта отказали тяговые электромоторы, и его
пришлось тащить на буксире. В 2006 году из двух МАЗ-7907, стоявших на
заводском полигоне, собрали один, который ждет реставрации и своего
места в музее автозавода. 

Супермашины из СССР

№ 5   МАЗ-7904



Год постройки: 1983

Конечно, 12-осный МАЗ-7907 способен впечатлить любого, но у него был
еще более эффектный брат-предшественник – экспериментальное колесное
шасси МАЗ-7904 с колесной формулой 12х12. Единственный опытный образец
собрали в 1983 году, но до сих пор до конца неясно, для чего именно
проектировался сей громадный механизм. По одной версии, его тоже строили
под ракету «Молодец». По другой – для сбора по казахстанским степям
отработавших блоков первой ступени ракеты «Энергия». По третьей
гипотезе, МАЗ-7904 делали под программу «Энергия-Буран» для перевозки
блоков ракетной системы на сборку.

Супермашины из СССР
МАЗ-7904 опирался на огромные японские покрышки Bridgestone внешним
диаметром под 3 метра, для закупки которых, говорят, даже была проведена
специальная тайная операция!

В любом случае, какой бы ни была причина создания МАЗ-7904, его
размеры и характеристики до сих пор поражают! Махина собственной массой
140 тонн и габаритами 32,2х6,8х3,45 метра обладала грузоподъемностью в
220 тонн – почти в полтора раза больше собственного веса! В движение
исполина приводил корабельный дизельный мотор V12 объемом 42 л и
мощностью в 1500 л.с. Он крутил колеса через две 4-ступенчатые
гидромеханические коробки и ступичные планетарные редукторы. На борту
был и второй двигатель – 8-цилиндровый 330-сильный турбодизель ЯМЗ-238
работал как привод гидронасоса руля, компрессора тормозной системы
и других вспомогательных агрегатов.

МАЗ-7904 был одним из главных секретов советского автопрома. Его
даже  обкатывали и испытывали ночью, сверяясь с графиком пролета
шпионских спутников – чтобы не засекли! В начале 1984 года транспортер
доставили для испытаний на Байконур. И после нескольких тысяч тестовых
километров по казахстанским степям стало ясно – МАЗ-7904 с грузом
слишком неповоротлив (радиус разворота составлял 50 м) и тяжел, и из-за
огромных осевых нагрузок (по 60 тонн на ось) элементарно тонет на слабых
грунтах.

Супермашины из СССР
Сегодня в России многоосные грузовики фактически делает только
Брянский автозавод. На фото — гражданская модель-флагман БЗКТ-69099 с
колесной формулой 12х12, оснащенная 470-сильным дизелем ЯМЗ и способная
взять на себя 40 т груза
.

В результате проект 7904 прикрыли и создали ему на замену более
легкий и маневренный 12-осник 7907. А что же стало с тем самым
единственным МАЗ-7904? Увы, машина, которая могла бы украсить любой
автомобильный музей, так и сгинула на Байконуре. В начале 90-х космодром
и стоявший на его территории транспортером перешли в собственность
Казахстана. В 2004 году машину списали, а в 2010 году, по официальной
информации от «Роскосмоса», на которую ссылаются «Автоитоги.ру», МАЗ-7904 и вовсе утилизировали. 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Проголосуй первым!)
Загрузка...
Метки:  Супермашины
?>