Смирительный камзол и рвотный камень: российская психиатрия позапрошлого века
Впервые
в России об организованном лечении душевнобольных задумался Пётр I. До этого
никаких особых мер по отношению к психически нездоровым гражданам не применялось: были юродивые, но их никто, конечно, не лечил.

Вплоть до XVIII века душевнобольные в находились на попечении монастырей. Как отмечал психиатр Тихон
Юдин
: «История
психиатрии
началась с изоляции в монастырях и тюрь­мах [всех] нарушавших
спокойствие
жизни… В приказные дома умали­шенных также направляли главным образом
больных, или нару­шивших на улице губернского города порядок,
или состоящих под судом… Никто этот «дом” не считал лечебным
учреждением, а лишь местом
заключения «без ума буйствующих”. В резуль­тате психиатрические
заведения
переполнялись алкоголиками, дебильными бродягами, направленными главным
образом
по­лицией…».

Примечательно, что принятые Петром I законы в первую очередь были
направлены на борьбу с уклонением дворянских детей от науки и службы
под видом болезни или юродства.
Отныне они должны были проходить освидетельствование действительных проявлений
безумия.

Смирительный камзол и рвотный камень: российская психиатрия позапрошлого века

Первые
больницы

Одной из самых первых психиатрических больниц в России иногда
называют Колмовскую больницу: в 1706 году новгородский митрополит Иов построил
в Колмовском монастыре под Новгородом дом для подкидышей и инвалидную больницу,
где содержались и лица с психическими расстройствами.

Но лишь спустя 50 с лишним лет, с указом Петра
III
от 1762 г., началось полноценное строительство первых
доллгаузов: «Безумных
не в монастыри определять, но построить на то нарочитый дом, как то
обыкновенно и в иностранных государствах учреждены доллгаузы».

В это же время историограф Герхард
Миллер
, состоявший на государственной службе,
предлагает проект стационарного психиатрического учреждения.
В противоположность монастырской медицине Миллер отделяет медицинское
лечение от религии: «Доктор употреблял всякие
средства к их излечению, а прежде, нежели придут в разум, священникам у них
дела нет».

Но идея
проекта начинает реализовываться лишь в 1775 году, когда в ходе
реформы были учреждены Приказы общественного призрения, занимавшиеся среди
прочего строительством специализированных «желтых домов».

Смирительный камзол и рвотный камень: российская психиатрия позапрошлого века

В 1779 г. было объявлено об открытии в Петербурге первого
русского специального доллгауза «для пользования сумасшедших», ставшего через
несколько лет отделением Обуховской больницы. В 1770-е годы психиатрические
учреждения появились также в Риге и в Москве.

В первой половине XIX века система домов для умалишенных
столкнулась с тремя ключевыми проблемами: отсутствием законодательной базы,
отсутствием профессионалов — психиат­ров, а также традиционным восприятием
безумия со стороны об­щества (привычка снисходительно относиться к юродивым).

Методы лечения

В 20-е гг. появляются первые знания,
заимствованные у европейских профессионалов того времени. Однако
в четкую систему эти знания не сложились, в результате чего процедуры
лечения душевнобольных в России носили
специфический характер.

:

По свидетельству современников, в качестве мер стеснения
применялись железные цепи, «ремни сыромятные» и смирительные камзолы. Наряду с другими методами лечения, в ходу были рвотные средства, водолечение,
кровопускание и лечение пиявками.

В записях врача дома инвалидов и умалишенных Московского Приказа Общественного
призрения Зиновия
Ивановича Кибальчича
мы можем видеть, что больного подлежало
скорее усмирить, чем вылечить:

«Если
нужно неистовому сумасшедшему бросить кровь, в таком случае пробивается жила
сильнее обыкновенного. За скорым и сильным истечением крови вдруг следует
обморок и больной падает на землю. Если больной подвержен чрезмерно неистовым
припадкам бешенства, то ему бросают кровь не только во время припадка, но и
несколько раз повторяют, дабы предупредить возвращение бешенства, что обыкновенно случается при перемене времени года.

Смирительный камзол и рвотный камень: российская психиатрия позапрошлого века

Что
касается до задумчивых сумасшедших, подверженных душевному унынию или мучимых
страхом, отчаянием, привидениями, то употребляется следующее: рвотный винный
камень, белена, приложение пиявиц к заднему проходу, нарывные пластыри или другого рода оттягивающие лекарства”.

В отличие от Московского «желтого дома» в Петербургском
использовались не столько медикаментозные, сколько усмирительные меры: «Средства для усмирения неспокойных состоят в ремне в 2 дюйма ширины и 2 аршина
длины, коим связывают им ноги в так называемых смирительных жилетах, к коим
приделаны узкие рукава из парусины длиною в 3 аршина, для привязывания ими рук
больного вокруг тела”.

Кроме того, в рамках терапии в домах использовалась тактика
привлечения к труду. Введение трудотерапии было призвано обеспечить необходимый
порядок, дисциплину и размеренности. «Работы сих несчастных состоят в молотьи
хлеба на ручной мельнице, в таскании дров, воды, в щипании перьев и пр.;
назначаются лекарем потому, что оне служат для развлечения и предписываются в медицинском намерении для пользы страждующего».

Вот как типичную больницу такого типа описывает в своих дневниках врач Петербургского
дома для умалишенных Иоганн-Фридрих Кайзер: «[Она] занимает двухэтажное
каменное строение… Каждый этаж разделен капитальной стеной в длину на две
равные части; в каждой из них находится вдоль стены коридор, освещаемый
большими окнами, сделанными в обоих концах коридора. В каждом коридоре
находится 15 дверей, ведущих к таковому же числу…В каждой из сих комнат
находится окно с железной решеткой… Над дверями находится полукруглое отверстие
для сообщения с коридором. В дверях сделаны маленькие отверстия, на подобие
слуховых окошек, дабы можно было по вечерам присматривать за больными,
запертыми в комнатах.

Смирительный камзол и рвотный камень: российская психиатрия позапрошлого века

В нижнем этаже помещаются яростные и вообще беспокойные сумасшедшие,
а в верхнем
тихие, задумчивые больные. И таким образом спокойные всегда бывают
отделены от беспокойных. Сверх того, те из поступающих больных,
выздоровление которых еще
сомнительно, поступают на некоторое время в особые залы оной больницы,
до совершенного исцеления…Пользование сих несчастных вверено особому
врачу.
Прислуга, состоящая из 20 человек мужчин и 20 женщин находится в ведении
надзирателя и надзирательницы».

Смирительный камзол и рвотный камень: российская психиатрия позапрошлого века

Диагностика душевного расстройства

В 1855 г. русский психиатр Павел Малиновский публикует свой
труд «Помешательство», в котором дает доступное объяснение, кого же можно
считать безумным. Вот 8 признаков, по которым можно отличить помешанного от нормального человека:

  • «Несоответственность, т. е. «разладица между словами, выра­жением лица,
    взглядами и жестами.
  • Странность
    телодвижений:
    «Одни из больных, в глубокой за­думчивости,
    то ходят медленными шагами, то вдруг остановятся, как будто еще более
    углубляются в самих себя и после опять на­чинают ходить. Другие не скоро меняют
    свое положение или по целым дням сидят… Есть и такие помешанные, которые
    целую жизнь лежат, свернувшись в клубок, другие ползают часто, на ко­ленях, или на четвереньках, как животные
  • Одежда:
    «Большая часть помешанных в одежде небрежны, не­чистоплотны.
    Для многих все равно, одеты они или нет. Волосы у многих в беспорядке, вся
    одежда накинута кое-как; некоторые больные одеваются по-своему, со странными
    вычурами — и если бы не старались уменьшить странность их одежды, то в доме
    помешанных был бы вечный маскарад.
  • Выражение
    лица:
    «…всегда у всех помешанных довольно
    странное, особенное. Между ними можно увидеть физиономии: печальные, важные,
    горделивые, радостные, свирепые, глупые… все они несут печать помешательства.
  • Разговор:
    «Есть
    больные, у которых в ответ нельзя получить ни слова,
    потому что они не хотят отвечать, или же, начавши разговор и не кончив
    мысли,
    они вдруг погружаются в глубокую задумчивость, другие всегда говорят
    едва
    слышным шепотом и отвечают в сторону, третьи… либо очень говорливы,
    но в словах нет связи, все перепутано, разговор прерывается — то плачем,
    то смехом,
    то странными телодвижениями, либо же разговор огра­ничивается самыми
    обычными
    предметами.
  • Желание
    разрушать:
    «Во всех видах помешательства у них
    появляется желание разрушать все, что попадет под руку, и все окружающее. Часто
    они делают это без порывистых движений, хладнокровно и однообразно.
  • Самоощущение
    и беззаботность во время болезни —
    Мали­новский обозначает
    эти признаки как состояние, «когда больные забывают о своих болезных и печалях»
    и не заботятся о своем здоровье во время болезни».

Одним
из первых психиатрических заведений, основополагающим принципом которого стало
лечение, был основанный в 1869 г. Казанский окружной дом умалишенных. Доктор
Павел Иванович Якоби в своей врачебной практике проводил принципы «идейно-филантропической» политики:

  • Душевнобольные
    суть больные;
  • Психиатрические
    больницы суть больницы;
  • Врачи
    психиатры суть психиатры и ошибочно смешивать их с смотрителями места
    заключения;
  • Больных
    в больницу должно «класть», а не «сажать»;
  • Нет
    основания обращаться с больными более жестоко чем со здоровыми;
  • Больница
    имеет задачею благо больных, а не удобство здоровых;
  • Душевнобольные
    есть страждущие люди, а не «сор»;
  • Удаление «сора» есть обязанность не врача психиатра, а лица совсем другой профессии;
  • Неблагоразумно
    делать дело, за которое другой получает жалованье;
  • Держать
    в «доме умалишенных» здорового человека «два года» столь же неправильно, как и «засадить» его туда на «два часа».

Но гуманным принципам, озвученным врачами XIX века, не суждено было облегчить
жизнь пациентов психиатрических клиник. Следующее столетие в истории российской
психиатрии ознаменовалось еще большей жестокостью, которая основывалась на «политической
целесообразности” и подкреплялась передовыми научными достижениями.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Проголосуй первым!)
Загрузка...
?>